Щелкните для более детального просмотра
Операция“Shopping”
Дневник поездки в Москву на концерт группы Pet Shop Boys в феврале 1998г (электронная версия).
Предисловие…

Ну и затея! А если ещё добавить, что узнал о концерте я всего лишь за полтора суток до отъезда, за день успел собрать необходимый минимум денег и… Вперёд, в неизвестность! Ехать электричками 1000 км зимой… Такого относительно недавно я себе ещё не представлял. Но всё-же, как я и чувствовал, мой план удался на все 100 процентов! Неплохой подарок себе на день рожденья. А назвал всю эту операцию просто “Shopping”, ведь Pet SHOP Boys же, всё-таки!

В этой электронной версии передан дословно весь текст бумажного дневника с некоторой “косметической” редакцией, за исключением некоторых несущественных пометок на полях тетради. Пояснения даются в сносках. Ну что ж, поехали!..

Дневник поездки
26 февраля 1998 года, четверг, утро (1):

4ч 53м: Ну вот я и решился на авантюру. Ехать в такую даль! Сегодня в обед решится вопрос: продолжать поездку или нет? Дай бог. Сейчас я нахожусь в электричке Таганрог – Ростов (отпр. 4.50). До вокзала добрался пешком за полчаса, нормально (чуть-чуть подмочил правую ногу). Погода: -2° С, небольшая позёмка. Всё подмёрзло.

7ч 26м: Я в электричке Ростов – Зверево (отпр. 7.14). Чуть-чуть опаздываем. Кондуктор разлил мой кофе, и мне пришлось завтракать двумя пирожками всухомятку. Впереди – работа (2).

8ч 32м: С семи вагонов заработал 18р (плохо). Но всё-таки решил продолжать путь.

10ч 00м: ст. Шахты. Погода – классная! Солнце, на земле немного снежка. Время от времени пытаюсь заснуть – вроде хочется, да не получается. Интересно, как я буду добираться из Зверево до Лихой? Для меня сейчас самое главное – заработать. Впереди много неизвестного, ничего, прорвёмся.

10ч 38м: Панорама, Кр. Сулин. Овраги, склоны…

(1) Отправление из Таганрога.
 (2) Денег, что были у меня с собой (около 300руб) хватало только на концерт да на обратную дорогу на поезде. Так что, естественно, пришлось подрабатывать пением в электричках, на этот заработок я очень рассчитывал. Кстати, из вещей у меня была только гитара в чехле и небольшой пакет. И никакой еды.

10ч 40м: Сулин. Слева на горизонте видны шахты и насыпные курганы из породы.

11ч 5м: ст. Зверево. До Лихой железной дорогой не добраться в ближайшее время. Еду на автобусе до выезда из города. Оттуда иду с мужиком до развилки (на Лихую). От развилки удалось с оказией бесплатно добраться до Комиссаровки. Оттуда (примерно такое же расстояние) на рейсовом автобусе (отпр. 12.00) до Лихой.

Лихая (Приехал в 12.20). Оценив обстановку, решил ехать до Глубокой на 16.32, оттуда поездом Ростов – Тамбов до Воронежа (электрички на этом участке ходят чуть ли не раз в сутки). Выспаться очень надеюсь.

16ч 6м: Я в электричке Лихая – Глубокая. В ней 6 вагонов. В хвостовом (где нахожусь я) ужасающе громко работает компрессор (только что выключился). До отправления – 20 минут. Билет у меня до Погорелово, взял его по студенческому, которого у меня нет (2руб). Как приятно смотреть на ясное небо!

17ч 00м: Каменск (отпр. 17.26). В Каменске электричка заполнилась. После отправления начал петь (по одной, “Когда поймешь…”). С 4х вагонов (отпел все, но в первом и последнем вагонах я давал “бесплатные концерты”). Заработал неплохо. Познакомился с мужиком, он мне кое в чём помог, всё рассказывал мне про тяжелую жизнь.

17ч 55м: ст. Глубокая. Мне опять “куковать”, до 21.34. Пересчитал деньги, купил шоколадку и кулёчек (пакетишко) орехов. Взял билет до Воронежа (общ. ваг.) – 47 руб. Разрабатываю план дальнейших действий, возможно, остановлюсь на следующую ночь в Рязани. Насчёт электричек – до Чертково их сейчас вообще нет, только одна – по выходным.

Погода прежняя. На небе звёзды блестят, t° C, думаю, не ниже -5° С. Ветра почти нет, под ногами сухо, снега на асфальте нет. Приезжаю в Воронеж завтра я в 6 утра.

…Время 19.51, надо немного “ошоколадиться”, голод – не тётка.

21ч 18м: Подошёл “Тихий Дон” (3). Вот-вот мой.… А в наушниках у меня играет Madonna, “You’ll See”…

пишу 27.02, 6ч 37м. Каково же было моё изумление (мой ужас!), когда я увидел вместо плацкартного вагона без постелей (т. е. общего) вагон с сидячими местами! Но ничего не поделаешь – ехать, так ехать. И поехал. Сосед мой, Иван, учится в НГТУ (Новочеркасск). Едет домой в Старый Оскол. Мы сразу разговорились, и сказался как никогда эффект “случайного попутчика”. Говорили часа два: начиная от исполнения аккордов на гитаре и кончая “Живой Этикой” (4).

О! Вот сейчас открылась панорама утреннего Воронежа (я нахожусь в электричке Воронеж – Графская (отпр. 6.38)). Это я отвлёкся… Итак, часам к…ну, скажем, где-то к часу ночи удалось начать засыпать. Этот полусон – полу стон был довольно ужасненький. Потом, утром, поначалу даже ноги болели. Надеялся выспаться, ха!

(3) Скорый поезд “Ростов – Москва”
(4) Философское учение Е. И. Рерих, приверженцем которого я являюсь.

6ч 00м; 27 февраля: Воронеж. Распрощались с Иваном, я купил билет (до Тресвятской по студенческому – 4р (!!!) (5). Узнал насчёт отправления электричек из Рязани на Москву, а также стоимость билета (плацк.) Воронеж – Рязань: плацкарт – 67р., купе – 110р. Посмотрел расписание, перекусил, и на электричку.

…Заработал 15р за 5 вагонов L , людей почти нет .

7ч 46м: ст. Графская. Купил пиво и решил сделать рейд “Туда-назад” на воронежском направлении. И не пожалел об этом! Отправился на Воронеж в 8.29, обратная электричка приходит сюда в 10.00 и идёт до Грязей. За 8 вагонов “туда” и 2 “назад” заработал 90р . Ждал следующую электричку на пл. Дубовка (приб. туда 9.07).

Красиво! Вокруг лес, в нём стоит посёлок. Платформы высокие, всё добротно сделано. Приятно! Через » 20 мин я сел на “грязевскую” электричку. В ней сейчас и еду. Может быть, потом попою ещё остальные вагоны.

10ч 30м: ст. Усмань. Людей прибавилось. Погода – пасмурно, но настроение не портится. С утра шёл снег, его достаточно много лежит на земле. Только что объявили – следующая площадка – Московка, до которой у меня билет (опять же, по студенческому). 10. 50. – Московка.

11ч 06м: Дрязги. Дрызги-брызги?

11ч 23м: До сих пор стоим в долбаных Дрязгах. Почему? Потому что пропускали поезд Новороссийск – Москва. Хватит, уже и так настоялись в Дрязгах вдрыск! О! Поехали! (11.26) а в наушниках моих “Take a boy”

11ч 55м: ст. Грязи. Вот это да! Повезло! Электричка на Мичуринск в 12.10 (я сейчас на ней еду). Ехать примерно 1,5 часа, и электричка обещает быть людной. Парнишка мне рассказывал про армию (флот), план (smoking) и родной (долбаный) посёлок Подстанция, на котором он только что вышел. Итак, я в электричке Грязи – Мичуринск (отпр. 12.10). …Продолбал электричку! Все люди вышли рано. Не пел.

13ч 46м: Мичуринск. Большой вокзал. Электричкой можно уехать прямо до Рязани.

(5)  Восклицательные знаки поставил потому что, как оказалось, в Воронежской области билеты на электричку почти в 2,5 раза дороже, чем у нас в Ростовской (проезд одной тарифной зоны у нас – 80коп., у них – 2 руб.) В Москве и то дешевле! Кстати, цены, естественно, даны по состоянию на февраль 1998г.

13ч 46м: Мичуринск. Большой вокзал. Электричкой можно уехать прямо до Рязани. Я, наконец-то, нормально пообедал, купил журнал “Музобоз” (кстати, с PSB), билет (не знаю до куда, но за бешеные деньги – 10руб; причём до Богоявленска он стоит 12руб). Погода остаётся такой же, время сейчас 15.54. Я нахожусь в электропоезде Мичуринск – Рязань (отпр. 14.50). Движение электричек на этом направлении довольно интенсивное. В Рязань приеду в 19.30. Дай Бог! Жду, может быть, электричка заполнится к Рязани (6).

16ч 00м: Богоявленск. Из моего (хвостового) вагона вышли все. Я один! Можно хоть…

17ч 10м: Ряжск. (отпр. 17.30). К этому времени я успел отпеть вагон, дальше не пошёл – мало людей. Парень мне сказал, услышав последнюю строчку из песни “Когда поймёшь умом”: “Молиться надо сейчас”, - говорит. “Хм” – говорю: “Такая песня…”. “…и перед смертью Богу помолюсь” (7).

…Попросили спеть ещё. Спел “Радио ночных дорог”. Жаль, маловато людей, но вот в Ряжске уже “кучковатость” начинает присутствовать (8).

18ч 00м: Кораблино. Уже включили свет, хотя до полной темноты на улице ещё далеко.

18ч 37м: Всё-таки я решился. Эх, была ни была, спою! Получилось всё через пень-колоду. Сначала, вроде бы, милиция мной заинтересовалась, чуть-чуть приостановились, но потом пошли дальше. Потом ревизор (а у меня билет-то не до Рязани!). Подошёл, посмотрел, взял, проткнул его, и отдал. Без проблем, всегда бы так.

2 или 3 вагона я не пел, а ещё в двух были “бесплатные концерты”. В общем, заработал 25р. Подъезжаем к Рязани.

Примерно 19ч 30м: Рязань-II. Узнал, что завтра утром, в 7.21, я могу уехать из Рязани-I на Москву. Позвонил родным, доехал тролл. №5 до ост. “Библиотека имени Горького”, на остановке меня встретила Маша со своим парнем. Я встретился со всей семьёй д. Славы (9), поговорили о том – о сём, я наконец-то нормально поел и привёл себя в полный порядок. У меня получилось даже выспаться, хоть я спал с 23.00 до 6.00.

28 февраля, суббота.
Рязань – Москва. Стоимость билета 20р (т. е. проезд одной тарифной зоны – 1р).

…Ну вот, наконец и финишная прямая. Меня проводил д. Слава, и я отправился в Москву (эл. Рязань – Москва, отпр. 7.21). Решился поработать. Электричка была полная (к Москве вообще битком). Я расспросил у газетчика, что к чему, он

(6) Почему жду? Всё очень просто – если в вагоне есть человек 15 (желательно, конечно, побольше, ведь в вагоне электрички примерно 100 мест), значит уже можно петь. Если меньше – не стоит “тратить голос”.
 (7) “…и перед смертью Богу помолюсь” - это самые последние слова из песни “Когда поймёшь умом” группы “Воскресенье”. Спасибо Вам, мои дорогие слушатели. В абсолютном большинстве своём вы по достоинству оцениваете мое исполнение, правда, бывает, такую несуразицу услышишь… Прицепится некто к отдельному слову из песни, остальное он просто не слышит, как и на этот раз, например… Но это, конечно, случай из разряда спокойных, и, если подумать, в словах этого человека есть доля истины…
 (8) Т. е. заполнение людьми. Это у нас сленг такой. ?
 (9) Помню его фразу: “Спасибо КЕТЧУПБОЙЗу, а то бы Артём к нам не приехал”.

сказал, что музыкантов нет и т. д. В общем, я пою! Опять же по одной, - “Когда поймёшь умом” (просто эту песню я выбрал для своей дороги, да и воспринимали её хорошо). Сначала мне показалось, что люди воспринимают как-то не так, потом стало получше, но в целом, не сказал бы, что “на ура”. За 9 вагонов » 60р. Пробился через толпу в свой вагон (там у меня место и пакет на полке) только на станции Голутвин (Коломна). В целом – успешно!

10ч 20м: Москва. Казанский вокзал.

Вот она, ЦЕЛЬ!

Более получаса ходил по вокзалу в поисках справочной. Чем точно отсюда уезжать – не решил, надо еще встретиться с отцом (он был там в командировке, а я в последний момент я успел ему сообщить, что тоже “командируюсь”). Добрался до Курского вокзала, оставил вещи в камере хранения (12р в сутки), взял с собой только фотоаппарат.

… В Лужниках (в “луже”) опять же долго искал кассу, но в конце концов нашёл её и купил заветный билет на концерт PSB за 110р (тогда это была минимальная цена). Никакой очереди! Заодно купил плёнку Kodak 400, сразу зарядил её и…

В 14.00, в метро, на переходе (ст. Парк культуры) с кольцевой на сокольническую линию, я благополучно встретился с отцом (кстати, он говорит, что встречаться можно проще: у последнего вагона, идущего от центра).

Были мы на Красной площади и у Храма Христа Спасителя (надеюсь, что фотографии получатся) (10). Любовались вечерней Москвой. Солнце изредка проглядывало из-за облаков. Оттепель. На Москве – реке ни льдинки. Когда я смотрел с моста вниз, я подумал, что если упадёшь, некуда будет даже подплыть! (набережная высока)

Чуть вправо – и видишь Храм. Влево, на другой стороне, подальше – Пётр I скульптора Церетели, или как его там… А вообще, действительно, он мог бы выглядеть лучше (и нужен ли он там вообще?).

У Храма Христа Спасителя происходили празднества масленицы. Слышался баян и народные песни. Мы побежали, чтобы оказаться с другой стороны, где сверкали отблески, солнечные отблески куполов, и я успел это снять. Всё мы делали так шибко (боялись не успеть, ведь облака могли закрыть солнечный свет), что нами заинтересовалась милиция (в очередной раз) (11). Но времени нет, надо спешить. Отец – по делам, а потом на поезд (поезд у него в 20.42, что ли…). Я – к Наде в общагу, и на концерт, к семи. В общаге мне удалось побыть не более получаса. Чуть-чуть поговорили, попили чайку, и в 18.20 я “сорвался”, бегом!

В “луже” я был в 18.50. По направлению движения толпы я определил, куда идти, и вот она, мечта! (На самом деле всё было не совсем так, и со мной произошёл один прикольный казус: Когда я выбежал из метро, почти сразу

(10)  Получились!
 (11) Нет, нет, не думайте, что мы как-то подозрительно выглядели, или что-то было не так! Просто наша заботливая… Да, да, которая нас бережет, в столице (да и не только в ней) уж больно любит документы проверять да спрашивать, мол, куда-откуда. Эх, если б они так ещё и с преступностью боролись, эффект был бы потрясающий…

заметил широкую колонну людей, направляющихся в сторону центрального стадиона, причём шли они не спеша, хотя время было примерно 19.10 (начало концерта в 19.00). Это-то и сбило меня с толку. Я продолжал бежать вдоль этой, не спеша идущей колонны, вперёд, сильно боясь, что меня уже не пустят. В голове уже стало прокручиваться: какими же словами я буду просить пропустить меня, и тут…я всё же догадался спросить: куда всё-таки все направляются? Оказалось – на концерт! А я больше полпути пробежал до дворца спорта, вдоль толпы! Заодно сразу услышал позади себя смешок…Смеялись те, у кого я спрашивал, им-то сразу стало ясно, что я откуда-то из провинции. Видно сами москвичи уже давно привыкли к тому, что на концерты спешить не надо, всё равно вовремя не начнутся…Но все преграды позади, и вот уже я с гордостью предъявляю свой красивый билет контролёру. Наконец-то! Куртку я в гардеробе не снимал, чтобы под ней пронести фотоаппарат (хотя если бы в открытую нёс, возможно, всё равно ничего не сказали бы, но я решил перестраховаться). Итак, я в зале!
Концерт группы Pet Shop Boys в Москве, во дворце спорта Лужники.
28 февраля 1998года, 19.00

Место моё (III трибуна) хорошее, но далёкое. Хоть я всё прекрасно видел и слышал, но лица на сцене различить было невозможно. Слишком далеко. Зал был полон на 2/3, а внизу, на стадионе, было заполнение чуть больше трети (но они были самые активные).

Концерт начался в 19.45 (Началось с небольшого казуса: из-за кулис на сцену вышла женщина, и попросила тех, кто был в толпе перед сценой выключить все лазерные фонарики (это те, который светят далеко тонким красным лучом), т. к. они нервируют музыкантов и очень вредны для глаз; её послушали, и только после этого всё началось).

На сцену вышли Нейл и Крис (в белой бейсболке) в белых костюмах, и понеслось!

Первая песня “It’s a sin”. Свет был просто сказочный, да и звук (хотя звук, возможно, мог быть и получше), но Боже, как всё это далеко! Кроме Нейла и Криса на сцене была женщина (Сильвия…?) и мужик. Она подпевала Нейлу, а он подтанцовывал (немного танцевал и Нейл, как-то слегка волнообразно двигаясь (Крис стоял справа, за “клавишами”) (12). После каждой песни Нейл объявлял: “Next song…” и часто говорил “спасибо” и “спасибо большой” (“большое, т. е. правильно он сказал только первый раз). Пару раз говорил “Я люблью Вас!” (да, именно так, с разделительным мягким знаком). Все песни были не такими, как в альбомах (в основном более заводные, танцевальные варианты), а “Rent” он пел с Сильвией под гитару! Незадолго до конца начал представлять группу, и в конце прикольно так сказал: “Мы – Пет Чоп Бойз!” После “…last song” все они покинули сцену, попрощавшись, хотя до этого откуда-то справа от меня кто-то скандировал: “Go west!”.

Всё! Концерт окончен, но толпа гудит и требует “продолжения банкета”. Какой-то толстый мужик выбегает на сцену из-за кулис, и делает знаки толпе, чтобы она сильнее орала! О-о! (Этот человек выбегал на сцену два раза, видно не удовлетворившись тем, как сильно кричали в первый раз. Возможно, этим не удовлетворялись и сами Pet Shop Boys, действительно, овации для такой группы, на мой взгляд, были недостаточны. Где вы, истинные поклонники творчества этих ребят? Их музыка очень добра и мелодична, а некоторые композиции – лучшие образцы танцевальной (да и не только) музыки. Почему их так мало слушают у нас, в России? Ведь на концерт пришли, как мне показалось, в основном не почитатели творчества PSB, а просто, как “на иностранную группу”, да и кричали больше всего на “Go west” скорее всего не

(12)  Конечно, всё это было достаточно трудно просматриваемо, т. к. расстояние от меня до сцены не менее (а возможно и более) 150м. Даже в бинокль, который я попросил у соседа, было трудно различать лица (изображение «прыгало» из-за большого увеличения), хотя плешь на пол-головы у Нейла, всё-таки заметил, когда тот на мнгновение повернулся спиной к зрителям).

потому, что эта песня о России, а потому, что многие из сидящих только её и знали из PSB, хотя она далеко не самая лучшая из их композиций. Думаю, что сами PSB тоже так считают, ну да ладно, это уже мысли вслух…).

А-а! И вот они! Они снова на сцене! Толпа ликует! Нейл вышел спокойно. А Крис – вприпрыжку.

“Being Boring!!!”. Тут я начал, как говорится, “ловить настоящий кайф” (я его ловлю даже сейчас, когда об этом пишу). После песни Нейл о чём-то долго говорит (как жаль, что я не столь силён в английском…). Пауза. И он объявляет “…Go west!” Вот это галдёж (или балдёж) поднялся!

На протяжении всего концерта я фотографировал, снимал ещё и ещё (ну и что, что съёмка была запрещена, насколько я видел, этим запретом пренебрегала, не одна сотня людей – много мигало вспышек. Хотя с такого расстояния, как снимал я, всё равно ничего существенного не видно). Хоть бы что-нибудь получилось!

…Где-то с час я бродил по ночной Москве, был опять на Красной Площади. Стало немного грустно. Одолела ностальгия? Нет, скорее всего, воспоминания. Воспоминания о том, как мы были здесь полгода назад. Частично прошёл путь, тот, который мы проходили, когда нас не пускали на Кр. Площадь (там велась подготовка к программе, посвящённой 850-летию Москвы). Шёл по узкой улице вдоль ГУМа, по напр. К Манежной пл.… Повернул направо, неудачно попытался позвонить одному знакомому – автомат сожрал последний (и, одновременно, первый) жетон. Доплёлся я до метро “Лубянка” и поехал до “Курской”. Мой поезд в 0.31. Это “Москва – Кисловодск”, на котором я сейчас и еду. Сегодня 1 марта, время 20.03, и мы подъезжаем к Иловайску.

И всё-таки, какую операцию я провернул, а! Дорога в Москву мне показалась короткой, но я слушал своё сердце и знал, что у меня всё получится.

И получилось! Получилось ведь!

Записи в этом небольшом дневнике близятся к своему концу. Всё когда-то кончается, начинается вновь, и опять… В общем, живём дальше! Подарок ко дню рожденья получился прекрасный.

Ох, и жарко же в вагоне!..

Видно, не выдерживая этого, тараканы сыпятся с потолка (простите за грубый натурализм, но, как говорится, из песни слова не выкинешь…). За украинскую гривну у пацана купил бутылку пива, когда стояли в Иловайске (приб. 20.30, отпр. 21.04). В Таганроге будем около 12-ти.

… Успенскую таможню я проспал.

23.16. Промелькнуло Кошкино, узнал по фонарю на здании вокзала.

23.23. Марцево. Прибываем по расписанию.

23.26. Таганрог – I.

Из дороги в дорогу…
…И вот 2 марта. Опять я еду на 4.50. В Москву? Да нет! Домой, в Волгодонск. Ну и трясёт же!..

Таганрог – Москва – Таганрог – Волгодонск.
26.02 – 02.03.1998г.
Электронная версия дневника – июль 1999г.
Артем Макаров

Артём Макаров. E-mail: amove@mail.ru

Unofficial Pet Shop Boys Partnership.